Во внешней политике правительство Вильсона в основном продолжало курс консерваторов и придерживалось принципа континуитета. По-прежнему оно игнорировало существование ГДР, не признавало границ по Одеру и Нейсе и поддерживало агрессию США во Вьетнаме. Однако в отношениях с Советским Союзом в первые годы пребывания лейбористов у власти наметились некоторые положительные сдвиги. Имели место полезные контакты между государственными деятелями обеих стран.
К концу 60-х годов отношения между Великобританией и СССР ухудшились в результате активного участия правительства Вильсона в развязанной международным империализмом антисоветской кампании. Это, разумеется, ослабило позиции лейбористской партии во время выборов летом 1970 г. Вильсон, как, впрочем, и почти все «футурологи», независимо от партийных симпатий, считал, что влияние партии на избирателей вполне обеспечивало ей победу на выборах. Стараясь воспользоваться моментом относительно благоприятной экономической конъюнктуры активного торгового баланса (что так редко бывает в Англии), некоторого временного ослабления стачечной борьбы в результате вынужденного отказа от «политики доходов», Вильсон назначил новые выборы. Он не учел при этом, насколько глубокое недоверие в рядах рабочих избирателей вызвала его промонополистическая политика.
Немалый ущерб престижу правительства принесла его политика в Северной Ирландии. Именно при лейбористском кабинете было положено начало современному этапу кровавого подавления движения за гражданские права, охватившего всю массу католического населения в североирландских графствах. Составляя меньшинство, эти коренные жители Северной Ирландии на протяжении многих десятилетий подвергаются дискриминации по религиозному и частично — расовому признаку. Они проживают в бедных районах городов, своеобразных гетто, выполняют самую низкооплачиваемую работу, отстранены от политической и культурной жизни. Их терроризируют вооруженные отряды «Ордена оранжистов» — полувоенной протестантской организации.
В 1967 г. была создана Североирландская ассоциация борьбы за гражданские права, видевшая свою задачу в распространении на Северную Ирландию буржуазно-демократических прав и свобод, давно завоеванных английским народом. Навязанные оранжистами вооруженные столкновения были использованы правительством Вильсона как повод для введения в Белфаст — столицу Северной Ирландии — английских войск. Хотя было объявлено, что их задача — остановить кровопролитие и навести порядок, в действительности сложился своеобразный оккупационный режим, при котором на католическое население обрушились уже не только бомбы протестантских террористов, но и репрессии со стороны правительственных войск. Неспособность правительства найти демократическое решение проблемы Ольстера порождала недовольство как в самой Северной Ирландии, так и в Великобритании.
Итоги шестилетнего пребывания у власти лейбористского кабинета были таковы, что избиратели на выборах 1970 г. отдали предпочтение консерваторам, хотя их программные установки не давали основания надеяться на какие-либо положительные сдвиги.
Во главе консервативной партии с 1965 г. стоял Эдвард Хит — несколько необычная фигура в торийской элите, давно, правда, включавшей не только аристократов, но и крупных финансистов и промышленников, связанных со старой знатью матримониальными узами. Это тот «магический итонский круг» (круг людей, учившихся в привилегированных закрытых школах), в который сыну строительного подрядчика Хиту не было доступа, пока Оксфорд, участие в войне, постепенное продвижение в парламенте не выдвинули его в число влиятельных партийных деятелей. Потерпевшие поражение на выборах 1964 г. консерваторы, составлявшие оппозицию, пытались выработать курс, альтернативный политике лейбористов. При всем разнообразии выдвинутых в этот период доктрин, они все сводились к резкому ограничению государственного вмешательства в экономику, к большей или меньшей «свободе предпринимательства». С этим лозунгом они и пришли на выборы.
В предвыборном манифесте «Лучшее будущее» говорилось о необходимости устранить «излишнее» вмешательство государства, ликвидировать некоторые созданные Вильсоном органы, развязать частную инициативу. По существу, монополии стремились ликвидировать лишь те ограничения, которые хоть в какой-то мере затрагивали их коммерческие операции. По отношению
же к рабочему классу они, наоборот, придерживались курса на жесткое государственное регулирование, на запрещение стачек.