В 1851 г. вышла в свет поэма Джонса «Новый мир». Она была написана в тюрьме собственной кровью поэта между строк молитвенника — единственной книги, которой не лишили его тюремщики. В обобщенных образах поэмы, напоминающих поэтику революционных романтиков, воплощена история классовой борьбы на протяжении всего развития человечества. Но, в отличие от «Освобожденного Прометея» Шелли, «Новый мир» Джонса — произведение реалистическое.
Аристократия в нем выступает как аристократия, буржуазия — как буржуазия, а не как мифические, романтически преображенные силы. В поэме нет индивидуальных героев, в ней действуют целые классы, а главный герой — народ. Утопическая картина будущего общества, которой завершается поэма, не вносит ничего качественно нового в социальные утопии XIX в. Но, в отличие от всех прежних утопий, она рисуется Джонсом как результат борьбы, и в этом ее несомненное новаторство.
В 1852 г. Джонс учредил новый чартистский еженедельник — «Пиплз пейпер» («Народная газета»), сыгравший выдающуюся роль в пропаганде революционной теории среди рабочих Англии.
Наряду с идеологической борьбой чартисты пытались в 50-х годах возродить и укрепить свои организации, использовали избирательную кампанию 52-го года для широкой пропаганды в массах, активно поддерживали подъем стачечной борьбы в 1853 г. Но чартистское движение уже давно перестало быть массовым, а к концу 50-х годов постепенно прекратили существование последние организации чартистов на местах.
Практические результаты чартистского движения, несмотря на его поражение, были чрезвычайно велики. Не только закон о 10-часовом рабочем дне и другие уступки, вырванные в ходе самого движения, но многие экономические и политические завоевания рабочего класса в последующие десятилетия объясняются тем, что перед буржуазией долго еще стоял грозный призрак чартизма.