С первых же дней существования англо-советского союза Советское правительство поставило перед кабинетом Черчилля вопрос о создании второго фронта в Европе. Высадка крупного английского десанта во Франции, Бельгии, Голландии оттянула бы с советско-германского фронта несколько десятков дивизий. Это было бы действительно эффективной помощью Красной Армии в самый трудный период войны. Правящие круги Англии предпочитали под любым предлогом уклоняться от этой операции, перекладывая всю тяжесть войны на плечи советского народа.
Вопрос о втором фронте не только занял центральное место во взаимоотношениях между членами антигитлеровской коалиции, но стал и предметом острой внутриполитической борьбы в Англии. Коммунисты, левые лейбористы, часть либералов и даже некоторые консерваторы открыто выступили с требованием создания второго фронта в Европе. Однако правительство Черчилля, верное давней традиции — воевать чужими руками, в течение трех лет не выполняло важнейшего союзнического долга.
Более эффективным оказалось давление демократических сил по вопросу о снабжении Советского Союза вооружением. Англия, а вслед за ней США согласились предоставить оружие на основе ленд-лиза и обеспечивать конвоирование транспортных судов силами английского и американского флота. В сентябре — октябре 1941 г. в Москве состоялось совещание представителей трех держав, на котором были определены масштабы поставок самолетов, танков и другого вооружения, а также стратегического сырья. При этом английский и американский представители согласились удовлетворить требование советской стороны лишь на 50%, а по некоторым заявкам — даже на 10%. Впоследствии поставки возросли, но все же помощь вооружением была значительно ниже потребностей Красной Армии и возможностей промышленности Англии и, особенно, США.
Военная экономика была поставлена под государственный контроль, что привело к резкому скачку в развитии государственно-монополистического капитализма. Созданные для руководства различными отраслями экономики министерства — авиационной промышленности, топлива и энергетики, продовольствия, снабжения и т.д. — стали новыми связующими звеньями между государством и монополиями. Государственный контроль над экономикой сыграл положительную роль в военных усилиях Англии, но в то же время он был использован монополистами, которые либо лично возглавили новые ведомства, либо направили туда своих служащих. Сковывая в известной мере произвол отдельных монополий, эта система обеспечивала интересы монополистического капитала в целом.