Из всего сказанного выше о задачах нашей работы очевидно, что центр тяжести исследования переносится нами из области формальной истории учреждений и права, которая достаточно полно освещена в буржуазной историографии, в область живой социально-экономической действительности Англии XIII в. Это, однако, вовсе не значит, что автор считает возможным полностью игнорировать политическую и правовую сторону вопроса. Ведь признание классовой природы всякого государства вовсе не означает отрицания его специфического надстроечного характера. Еще Ф. Энгельс подчеркивал, что государство нельзя прямо отождествлять с господствующим классом данного общества, ибо оно является аппаратом общественной власти, выделившимся из общества и стоящим над ним. По словам В. И. Ленина, государство «всегда было известным аппаратом, который выделился из общества и состоял из группы людей, занимавшихся только тем... или главным образом тем, чтобы управлять».
Подходя к проблеме с этой точки зрения, мы не можем полностью отказаться от исследования форм эволюции английского феодального государства и его органов в интересующий нас период. Вопросы эти, однако, рассматриваются нами главным образом с точки зрения основной тенденции в развитии английского феодального государства, каковой для XII — XIII вв. мы считаем процесс государственной централизации, диктовавшийся всем ходом экономического и социального развития страны и обострением классовой борьбы в этот период. При этом автор, не углубляясь в детали организации и структуры государственных учреждений XIII в., старался сосредоточить свое внимание на тех сторонах политического развития страны, которые особенно рельефно отражали этот процесс государственной централизации.
В Англии, как и во многих других странах Европы, процесс этот привел на определенном этапе (XIII—XIV в.) к складыванию «сословной монархии». Естественно, что эта новая политическая форма находится в центре нашего внимания. Естественно также, что самый термин «сословная монархия», введенный в употребление буржуазными историками XIX в., трактуется нами в значении, принятом советскими медиевистами, совершенно отличном от его трактовки в буржуазной историографии прошлого и настоящего.
Буржуазные исследователи понимали и понимают под «сословной монархией», как правило, «ограниченную монархию», в которой осуществляется гармония интересов короля и «народа» или «союз» между королем и основными сословиями феодального общества, то есть государство, стоящее вне классов или над классами этого общества.