С середины XII до середины XIII в. значительно расширились и усложнились функции управления королевского двора, что привело к постепенному обособлению отдельных ведомств внутри этого аппарата. Так возникло управление снабжением двора продуктами (хлебом, мясом, вином), управление конюшнями во главе с маршалом, Малое казначейство короля (Camera, Chamber) во главе с камерарием, которое первоначально должно было заботиться об удовлетворении личных потребностей короля, а затем постепенно превратилось в дополнительный орган финансового управления. «Камера» наряду с Палатой шахматной доски ведала сбором королевских поборов, особенно недоимок с шерифов и других должностных лиц, а также с лесных заповедников, земель, находившихся под опекой короля, вакантных епископских должностей и т.д. С конца XII в. из этого Малого казначейства выделилось особое Управление королевским гардеробом (Wardrob), которое постепенно к середине XIII в. превратилось в склад снаряжения, одежды и утвари — своего рода сокровищницу королевского двора. В это время «гардероб» начинает соперничать с «камерой» во взимании различных платежей, следуемых лично королю, и постепенно заменяет ее в этом деле.
Все центральные органы суда и администрации осуществляли контроль над местным управлением при помощи системы разъездных судов, которая прочно утвердилась в Англии со времени Генриха II. Судебные объезды с этого времени превратились как бы в выездные сессии центральных судов. В XII и первой половине XIII в. разъездные суды действовали главным образом в виде «общих объездов» (General eyre), которые производились в каждом графстве раз в 7 лет. Компетенция этих выездных сессий была очень широка: они разбирали все иски, подсудные короне или затрагивающие ее материальные интересы, производили арест преступников, «освобождение тюрем», а также вели расследование по определенному опросному листу, большинство пунктов которого касалось нарушений прав короны и злоупотреблений местных судов и чиновников, и налагали штрафы на лиц, виновных в этих злоупотреблениях. С начала XIII в. стали практиковаться объезды, имевшие более ограниченные цели: расследования о нарушении прав короны и злоупотреблениях чиновников или о владельческих правах и доходах феодалов. В то же время стали специализироваться и судебные функции .разъездных судов. Со второй половины XIII в. стали практиковаться судебные объезды специально для разбора дел по земельным искам (по владельческим ассизам) — ассизные суды. Вся страна в 1276 г. была поделена на несколько областей, к каждой из которых были прикреплены по 2 судьи. В 1285 г. было постановлено, что ассизные судьи должны посещать каждое графство не реже чем три раза в год. В 1293 г. ассизным судьям было предписано заседать во вверенных им графствах непрерывно в определенные установленные дни.
В это же время начинают действовать специальные разъездные комиссии по «освобождению тюрем». С начала XIV в. специализируются также выездные сессии по уголовным делам: так называемые комиссии, разбирающие дела о нарушителях мира (trailbastons), и судебные комиссии для разбора различных уголовных дел (так называемые комиссии oir et terminer)
Р'азвитие системы разъездных судов и специализация их функций укрепляли связь центрального судебно-административного аппарата с провинцией и еще более усиливали политическую позицию королевской власти в стране и ее контроль за местным управлением.
Это местное управление отличалось в Англии известным своеобразием, так как представляло собой сочетание деятельности местной королевской администрации и собраний сотен и графств, представлявших собой пережиток местных народных собраний дофеодального периода.
Главными представителями королевской администрации в графствах со времени нормандского завоевания, как известно, были шерифы.
С начала XII по конец XIII в. их роль в жизни графств возрастала, но вместе с тем они все более и более подчинялись центральному правительству. Из представителей местной знати, которыми шерифы часто являлись до середины XII в., они уже при Генрихе II превратились в легко сменяемых чиновников короля, подотчетных Палате шахматной доски. Уже в это время, а особенно в XIII в. должность шерифа обычно исполнялась малозначительными людьми, мелкими и средними феодалами, часто субдержателями графств — вальвасорами Или рыцарями, иногда — бывшими служащими ведомства королевского двора и других органов центрального аппарата. За исключением коротких периодов, когда они выбирались в собраниях графств, шерифы обычно назначались центральным правительством.
Будучи во всем зависим от центрального правительства, шериф концентрировал в своих руках все нити управления графством. Он собирал все местные платежи, судебные штрафы, королевские долги и недоимки по налогам, щитовые деньги, талью, рельефы, отчитываясь в этих поступлениях перед Палатой шахматной доски. Шериф являлся главой всей местной юрисдикции, осуществляемой в судах сотен и графств, возглавлял отряды пеших и конных воинов, навербованных в графстве согласно ассизе о вооружении.
В своей судебной и административной деятельности шериф был тесно связан с собраниями сотен и графств, которые пережили нормандское завоевание и просуществовали до конца средних веков. Такая удивительная их живучесть объяснялась, очевидно, тем, что в Англии и после 1066 г. сохранился сравнительно большой и все время возраставший в XII—XIII вв. слой свободного крестьянства, который и составлял базу для существования этих учреждений. Два столетия господства феодализма в Англии значительно видоизменили эти архаические учреждения, а процесс государственной централизации отразился на них, превратив их постепенно в послушное орудие центрального правительства. Английские короли не только не пытались уничтожить эти учреждения, но, напротив, с начала XII в. всячески стремились их возродить и укрепить их роль на местах, подчинив эти собрания влиянию шерифа и через него центральному правительству. Уже Генрих I распорядился, чтобы собрания сотен и графств собирались в тех же местах и в том же составе, как до нормандского завоевания. Генрих II, изъяв из судебной компетенции собраний графств большинство наиболее важных исков, в то же время укрепил их значение, поскольку именно здесь назначались присяжные для расследования всех дел, подсудных короне, а также «обвинительные присяжные» для общих расследований во время судебных объездов.
В XIII в. собрания графств стали центром судебной и административной деятельности шерифа, собрания сотен — его помощников — бейлифов. В собрании графства шериф осуществлял свою юрисдикцию, ограничивавшуюся судом по мелким правонарушениям, делал всякого рода публичные объявления. Здесь же в его присутствии совершались всякие сделки, с конца XIII в. производились выборы некоторых местных должностных лиц—коронеров, сборщиков налогов,— а в отдельные периоды самих шерифов. Два раза в год шериф совершал судебный объезд (turnus vicecomitis), во время которого специальные комиссии присяжных в каждой сотне сообщали ему обо всех правонарушениях, совершенных в графстве.
Такую же роль выполнял в собрании сотни бейлиф, судебные функции которого были еще более ограниченны. По аналогии с шерифом бейлиф два раза в год объезжал деревню за деревней, проводил в сотне проверку «свободного поручительства» и при этом собирал сведения обо всех совершенных в сотне правонарушениях.
Таким образом, роль собраний сотен и графств в местном управлении в XIII в. была довольно значительна, но отнюдь не самостоятельна. Эти собрания были тесно связаны с повседневной деятельностью королевской администрации, и в них, конечно, нельзя видеть прямое продолжение тех собраний свободного населения сотен и графств, которые существовали в Англии до нормандского завоевания. Они в значительной мере изменили свой состав и утратили свою самостоятельность.