Военные ополчения графства, возглавляемые шерифом, постоянно использовались в конце XIII в. для приведения к покорности крупных феодалов и их чиновников, не желавших подчиняться шерифу и решениям королевских судов. Выбираемые на этих собраниях сборщики налогов имели доступ на все иммунитетные территории.
Тесную связь с собраниями графств и сотен осуществляли в своей повседневной деятельности и другие представители королевской администрации на местах: коронеры, чиновники, ведавшие конфискацией выморочных ленов (исчиторы), констебли, комиссары правительства, производившие в графствах расследования. Одним словом, эти местные собрания, покрывавшие густой сетью всю провинциальную Англию, являлись опорными пунктами центрального правительства против оппозиции крупных феодалов на местах. Очевидно, именно эту цель преследовали английские короли XII и XIII вв., всячески укрепляя и развивая эту, казалось бы, архаическую систему местного самоуправления.
Ее развитие, унификация и подчинение влиянию центрального правительства через его представителей на местах также было одним из проявлений процесса государственной централизации Англии в XII—XIII вв.
Весь этот уже довольно сложный в конце ХIII в. государственный аппарат требовал координации и организации его деятельности из единого центра в соответствии с волей короля. Именно поэтому на протяжении XIII в. происходит постепенное развитие нового исполнительного органа — Королевского совета. Это учреждение своими корнями также уходит в королевскую курию. В центре курии уже в XII и в начале ХШ в. существовала негласная рабочая группа ближайших советников короля. На них, в отличие от крупнейших вассалов короны, входивших официально также в состав королевской курии, лежали все практические дела, связанные с управлением страной. На протяжении XIII в. происходит официальное оформление этой группы в самостоятельное учреждение, в котором концентрируется вся исполнительная власть. В то же время совещательные функции крупных феодалов теперь все более и более переходят к так называемому великому совету (magnum consilium) —собранию наиболее влиятельных непосредственных держателей короны, которое собирается два-три раза в год.
Уже Генрих III стремился практически ограничить состав постоянного королевского совета лишь небольшим кругом лично угодных и необходимых ему советников и избавиться от постоянного участия в нем слишком влиятельных и враждебных ему магнатов.
В 1223 г. он получил от папы буллу о признании его совершеннолетним, из которой следовало, как сообщает Матвей Парижский, что «отныне король будет решать государственные дела по совету своих приближенных» И действительно, в 1227 г., объявив на совете в Оксфорде себя совершеннолетним, Генрих III освободился от контроля своих регентов — представителей баронской верхушки. В 1233 г., когда, по сообщению того же автора, Генрих III устранил из своего совета всех англичан и вместо них пополнил его иностранцами, он, очевидно, также имел в виду заменить широкий состав курии узким советом своих приближенных.
В 1248 г. бароны обвиняли Генриха III в том, что он по своей воле выбирает себе советников «таких, которые выполняют любое его желание, даже достойное его собственного сожаления». Ясно, что здесь также подразумевались личные советники короля.
Несмотря на настойчивые попытки магнатов на протяжении всего XIII в. воспрепятствовать созданию такого узкого королевского совета, он приобретал все более и более осязательные черты. Не случайно на протяжении всего XIII в., вплоть до конца правления Эдуарда I, его называли не только «постоянным советом» (continuum concilium), но также «тайным советом» (secretum consilium) или «Советом приближенных» (famaliare consilium). О сравнительно узком составе этого совета говорят настойчивые попытки короны связать всех его членов особой присягой королю: первая из этих попыток имела место в 1237 г., вторая — в 1257 г. 135. В 1307 г., по-видимому, принесение присяги членами королевского совета было уже обязательным. В этом году на парламенте в Карлейле такую присягу принес Radulf Baldok, епископ Лондонский, «которого король пожелал иметь своим советником» (quem rex vult esse de consilio regis), а также Джон, епископ Норичский, тоже избранный королем для участия в совете. В это время уже существовал установленный текст присяги, согласно которому двое новоявленных советников приносили свою присягу (secundum articulos sacramenti).
Текст состоял из 9 статей, смысл которых заключался в том, чтобы подчеркнуть полную и неограниченную преданность каждого советника королю. Советник должен был поклясться, что будет давать королю хорошие и лояльные советы в соответствии со своими знаниями и возможностями (ст. 1) и что все его советы и помощь будут направлены на поддержание, охрану и защиту прав короля и короны всюду, где это будет возможно, без какого-либо ущерба и несправедливости (ст. 4). Советник обязывался немедленно сообщить королю, если он узнает, что какие-либо предметы, относящиеся к короне или к правам короля, незаконно отчуждены или похищены (ст. 5), и всячески способствовать увеличению доходов короны (ст. 6). Более того, он обязывался не делать и не советовать ничего такого, от чего король мог бы лишиться чего-либо, относящегося к короне, если ему не будет предложено сделать это (очевидно, самим королем) (ст. 7).