Просветительский реализм оказал могучее влияние и на английский театр той эпохи. Исподволь подготавливавшаяся коренная реформа театрального искусства была осуществлена гениальным актером Дэвидом Гарриком.
Отбросив весь комплекс классицистских условностей, Гаррик не рассказывал о своем герое, а жил его жизнью. Современный рецензент писал о нем: «Играя на сцене, он перевоплощается в исполняемый образ так, что публика видит перед собой не актера, а исполняемого актером человека».
Живой жест, свободная манера речи, великолепная мимика — все служило единой цели: открыть зрителям сложную гамму чувств, переживаемых героем, и заставить их переживать вместе с ним.
Современный ему английский театр не мог предложить Гаррику ролей, достойных его гения. Он обращается к Шекспиру и заново открывает полнокровные образы Гамлета, Макбета и других шекспировских героев. Правда, Гаррик позволял себе вносить «режиссерские», а по существу,— текстуальные «поправки» в трагедии Шекспира, стремясь приспособить их к вкусам и мышлению эпохи Просвещения. Но, несмотря на эти коррективы, могучая стихия шекспировской драматургии именно в Гаррике нашла своего первого великого актера.
В качестве директора крупнейшего лондонского театра Друри-Лэйн Гаррик ввел целую серию новшеств, которые, при всем их разнообразии, имели единую цель: добиться максимального приближения к жизни, сделать театр реалистическим. Он смело изгнал аристократического зрителя со сцены, и Макбету не приходилось более произносить свой трагический монолог, стоя в двух шагах от светского франта. По его инициативе было введено рамповое освещение, расширена сцена, а главное — декорации и костюмы стали изготовляться с подлинным художественным вкусом и исторической достоверностью. Все эти преобразования, а главное — реалистическое актерское мастерство Гаррика принесли ему всемирную славу. Его справедливо считают основоположником сценического реализма в английском и в общеевропейском масштабе.
На почве идей Просвещения в 30-х годах XVIII в. наступил и расцвет английской реалистической живописи. В то время как земельные и финансовые магнаты продолжали заказывать парадные портреты в духе Ван-Дейка «английского» периода, причем исполнителями этих заказов были преимущественно иностранцы, рождалась английская национальная художественная школа. Ее создателем был Уильям Хогарт — первый художник, снискавший мировую известность. Его творчество глубоко национально в том смысле, что оно вдохновлялось проблематикой английской общественной жизни, отражало черты английского национального характера и развивалось в русле прогрессивной идеологии английского Просвещения. Единомышленник Свифта и Филдинга, он делал в живописи то, что они — в литературе. «В остроумном Хогарте,— писал Филдинг,— я чту наиболее полезного сатирика из всех когда-либо существовавших». Именно в качестве сатирика Хогарт и завоевал широкую популярность. Его серии картин — такие, как «Выборы», «Карьера продажной женщины», «Карьера мота», «Модный брак» и др.,—размножались в виде гравюр и быстро раскупались. «Я старался, — писал художник, — разрабатывать свои сюжеты как драматический писатель,— картина была для меня сценой, мужчины и женщины — моими актерами, с помощью определенных движений и жестов разыгрывающими пантомиму». Бичуя пороки государственного строя, безнравственность высших слоев общества, Хогарт обратился к сугубо бытовым сюжетам, черпая материал из самой жизни.
Хогарт был не только сатириком, но и портретистом. Не парадные портреты знати интересовали Хогарта, а образы людей из народа, написанные с глубоким уважением к их труду и человеческому достоинству. Таков, например, групповой портрет слуг художника. Свободная, как бы случайная композиция лишает эту работу какой-либо искусственности, заданности. Перед нами не серая масса бессловесных подчиненных, а живые люди со своими мыслями, тревогами, страстями. Не из романа ли Филдинга «Девушка с креветками»,— дитя лондонских улиц с ее жизнерадостной улыбкой и задорным взглядом? Глядя на этот портрет, легко понять, что у просветительского реализма была здоровая народная основа.