В прямом противоречии с идеями Просвещения Бентам утверждал, что «естественные права человека» — выдумки философов; законодатель должен исходить не из них, а их принципов утилитаризма, которые он сводит к формуле: «Наибольшее счастье наибольшего количества людей». Но когда Бентам переходил к разъяснению этой формулы, оказывалось, что «наибольшее счастье» общества может быть достигнуто лишь в результате чисто эгоистических действий разобщенных индивидуумов.
Из этого следовали разнузданная свобода эксплуатации, погони за наживой любыми средствами, оправдание алчности и жестокости буржуа.
Таким образом, в области политической экономии, государствоведения, этики и морали буржуазия вела борьбу на два фронта. Выступая против феодальных пережитков, она в то же время заготавливала идеологическое оружие против рабочего класса.
Эти идеи в той или иной степени владели умами крупных, средних и мелких предпринимателей и торговцев, способствуя развитию двух политических учений — буржуазного либерализма и мелкобуржуазного радикализма. Эти течения зародились в обстановке поворота правящей олигархии к открытой политической реакции. Стремление верхов английского общества закрепить, законсервировать сложившийся политический строй сумел использовать новый король Георг III (1760—1820). В отличие от первых Георгов этот властолюбивый человек не намерен был довольствоваться скромной ролью короля, лишенного реальной власти. Возникшая внутри партии группировка «новых вигов» требовала некоторого расширения избирательного права в пользу промышленной буржуазии. В таких условиях Георг III, окружив себя преданными людьми, которых современники называли «друзьями короля», и щедро награждая их доходными постами, пенсиями, титулами, без особых трудов переманил в торийскую партию часть продажных парламентариев.