Те новые производственные отношения, которые созревали в дореволюционную эпоху, в годы революции победили прочно и окончательно. Как бы ни складывались перипетии политической истории Англии в последующие века, ни одна политическая партия или группировка не могла уже всерьез рассчитывать на возврат к феодализму. На протяжении эпохи Реставрации (1660— 1688), несмотря на политическую реакцию, английская промышленность и торговля выросли более чем вдвое.
Буржуазия и новое дворянство были удовлетворены экономической политикой Карла II, направленной на дальнейшее развитие сельского хозяйства и промышленности.
Тем не менее переход к режиму Реставрации был шагом назад по сравнению с периодом республики и протектората, когда буржуазно-дворянский блок, выдвинув своих индепендентских лидеров, непосредственно управлял государством. Консервативные настроения в буржуазно-дворянских кругах, жажда стабильности государства, боязнь народных выступлений — вот те факторы, которые толкнули их в объятия старой династии. В политической литературе периода революции буржуазные идеологи пытались выработать такую теорию, которая соответствовала бы противоречивым интересам буржуазии. Казалось бы, победившую буржуазию первых лет республики могло вполне устроить распространенное в то время убеждение, наиболее четко выраженное Мильтоном: «Поскольку король или судья получает свою власть от народа, и, прежде всего, как по происхождению, так и по естественному характеру своей власти для блага народного, а не своего собственного, народ имеет право так часто, как сочтет нужным, избирать или отвергать, оставлять или низлагать его, хотя бы он и не был тираном,— просто в силу свободы и права свободнорожденных людей быть управляемыми так, как представляется им наилучшим». Но эта теория, основанная на принципах «естественного права» и «общественного договора», могла удовлетворить буржуазно-дворянские круги лишь одной своей стороной — теми гарантиями, которые она давала против тирании, против нарушения собственности сверху. Однако никаких гарантий от посягательств на собственность снизу в этой концепции нет.
Не могла удовлетворить буржуазию и теория Джеймса Гаррингтона, автора «Республики Океании» — политического романа и одновременно теоретического трактата. Гаррингтон прямо поставил вопрос о власти в зависимость от распределения собственности. Поскольку собственность перешла к «народу» (под этим словом Гаррингтон подразумевает среднее джентри), власть должна тоже принадлежать ему, а для этого лучшей формой является республика. Таким образом, по Гаррингтону, власть не должна принадлежать всем по естественному праву, а лишь собственникам. В соответствии с этим взглядом он оправдывает цензовую конституцию. Но как избежать чрезмерной концентрации собственности? Ведь если в одних руках или в руках группы лиц, олигархии сосредоточится значительная часть собственности, то и власть надо будет передать им. Тогда может наступить тирания и нарушение собственности «народа». Во избежание этого Гаррингтон рекомендует ограничить собственность, запретить ее концентрацию сверх известных пределов. Но это было посягательством на завоеванное буржуазией право свободного распоряжения собственностью без ограничения со стороны государства. Концы явно не сходились с концами в теории Гаррингтона.