Буржуазная республика, ведя захватническую политику по отношению к близлежащим территориям, принимала также меры для поддержки внешней торговли и развития колониальной экспансии. Парламент ассигновал средства на строительство 40 модернизированных по сравнению с флотом XVI в. военных кораблей. В 1651 г. был принят «Навигационный акт», способствовавший развитию английского судоходства и судостроения.
Отныне разрешалось ввозить товары либо на английских судах, либо на кораблях той страны, где эти товары были произведены. Этим актом наносился удар по единственно опасному морскому сопернику Англии — Голландии, купечество которой располагало первоклассным по тем временам флотом и богатело за счет транзитных перевозок. Как и следовало ожидать, Голландия не согласилась подчиниться условиям «Навигационного акта», что привело в 1652 г. к войне.
Война с сильным противником требовала резкого увеличения государственных расходов. Налоги и акцизы отбирали у бедняков города и деревни то немногое, что они могли заработать. То здесь, то там вспыхивали крестьянские волнения, но они не приобрели характера мощных восстаний и быстро подавлялись военной силой, хотя и явились грозным предупреждением господствующим классам. По всей стране создавались многочисленные секты, допускавшиеся по индепендентской концепции религии. К удивлению иностранцев, посещавших Англию, это была страна «ста религий». Большинство сект носило демократический характер и сохранило прогрессивные традиции раннего индепендентства и левеллерства. Многие левеллеры вступили теперь в секту под названием «Общество друзей внутреннего света», или, как насмешливо называли ее врат, секту квакеров («трясущихся» в молитвенном экстазе). Квакеры верили в то, что «внутреннее просветление», глубоко личное общение с богом только и могут принести человеку счастье и переустроить общественные отношения. Они отказывались от прямой политической деятельности, но своим подчеркнутым пренебрежением к богатству, к грубой силе победителей в то время представляли еще известную оппозицию властям.