В 1661 г. был избран первый парламент эпохи Реставрации. В нем преобладали кавалеры, и поэтому уже современники называли его «кавалерским парламентом». Он оказался более «долгим», чем Долгий парламент 1640—1653 гг., и продержался с 1661 по 1679 г. Опираясь на этот парламент, Карл II провел серию реакционных законов, которые действительно частично реставрировали дореволюционные порядки. Прежде всего была восстановлена англиканская церковь, и суровые репрессии обрушились на членов различных сект — диссидентов (не признающих государственную церковь).
Часть конфискованных земель была возвращена старым владельцам. Впрочем, это не имело большого социального значения, так как и кавалеры, получив землю, вели хозяйство на новой, капиталистической основе.
Контрреволюционные эмигранты, возвратившись на родину, Добились жестокой расправы с «цареубийцами», т.е. членами суда, Приговорившего Карла I к смерти, и с крайними республиканцами. Даже над трупами Кромвеля и Айртона, выкопанными из могил, Кавалеры надругались — этому не помешала ни их религия, ни аристократическая изысканность. После долгих лет скитаний по иностранным дворам вернувшаяся знать жаждала наслаждений, роскоши, блеска. Проникшие в эту среду новые крупные землевладельцы вполне разделяли ее настроения. Пуританская чопорность, сосредоточенность на «внутреннем свете» сменилась чудовищной распущенностью двора, и сам король показывал пример вызывающей «свободы нравов». Был восстановлен запрещенный пуританами театр, но это был уже не великий театр времен Шекспира. В годы революции были разрушены публичные театры, актеры разогнаны (многие из них сражались в королевской армии против ненавистных пуритан), демократические традиции народного театра перечеркнуты. И конечно, Карл II, страстный любитель театра, не имел в виду восстанавливать демократический театр елизаветинских времен. Он выдал два патента на устройство театров, в которых играла труппа короля и труппа его брата и наследника престола Якова, герцога Йоркского. Были построены ярусные театры, близкие к современному типу. Из Италии и Франции заимствовались технические новшества, декорации. Впервые на английской сцене появились женщины, раньше женские роли исполнялись мужчинами.
Однако попытка привезти из Франции не только технику, но и господствовавший там стиль классицизма оказалась менее успешной. Театральная публика периода Реставрации хотела видеть в театре веселую и непременно непристойную комедию, в которой ее привлекали не столько искусство актеров либо тонкость интриги, сколько натуралистические сценки самого примитивного свойства. Распутный двор видел в театре свое точное отражение и не обижался, потому что безнравственность считалась хорошим тоном. Театр, таким образом, оставался орудием идеологической борьбы, но если во времена Возрождения он боролся против абсолютизма и феодализма великим искусством, то в период Реставрации он боролся против пуританства порнографией и пошлостью. Не удивительно, что театр пе мог создать крупных художественных ценностей. Крупнейший поэт и драматург того времени Джон Драйден (1631 — 1700), обладая немалым драматургическим мастерством, все же не оставил значительного следа в истории театра.
Не принесла эпоха Реставрации крупных успехов и живописи. Потеряв ту полноту власти, которой пользовались некогда верхи аристократии, придворные Карла II стремились придать своему облику мнимую значительность. Более всего их вкусу соответствовала манера выходца из Голландии П. Лели. Этот художник работал в духе Ван-Дейка «английского» периода. Пышность одеяния, условность, идеализация — таковы главные особенности его стиля.