Это был типичный представитель нового дворянства, и в частности той ее группы, которая разбогатела в период конфискации церковных земель. Как и другие сквайры, Кромвель был не чужд капиталистического предпринимательства и весьма мало значения придавал тому, будет ли он владеть своей наследственной землей (что очень важно было для старой знати) или разбогатеет иными путями. Он покупал и арендовал земельные участки и, когда эта было выгодно, продал свои наследственные владения.
Плоть от плоти своего класса, Кромвель обладал и его достоинствами — пренебрежением к знатности, предприимчивостью, склонностью к использованию достижений науки, и его пороками — стяжательством, почтением к собственности, пуританской ограниченностью. Один из знатных членов парламента оставил описание внешности Кромвеля — типичного богатого деревенского пуританина: «Как-то утром я, хорошо одетый, явился в парламент и увидел произносившего речь джентльмена... в весьма заурядном одеянии, ибо на нем был самый простой костюм, сшитый, казалось, простым деревенским портным; его белье было просто и не отличалось чистотой; ... у него была крупная фигура, и меч его плотно прилегал к боку, лицо было красное и одутловатое, голос резкий и немелодичный, а речь отличалась крайней пылкостью».
В этой заурядности, близости к внешнему и духовному облику среднего землевладельца была сила Кромвеля, так как новое дворянство, возглавлявшее вместе с буржуазией революцию, считало его своим и впоследствии охотнее подчинялось его приказам, чем воле политических деятелей и военачальников из аристократической среды. Но Кромвель, конечно, отличался от средних представителей своего сословия незаурядной энергией, силой воли, целеустремленностью, ораторскими и особенно организаторскими способностями.
Несмотря на ограниченность билля, который не вводил последовательно индепендентского принципа отделения церкви от государства, он все же встретил сопротивление как сторонников англиканской церкви, так и части пресвитериан. Борьба вокруг билля «О корнях и ветвях» вступила в решающую фазу уже после майских выступлений 1641 г., после казни Страффорда. Умеренные пресвитериане, напуганные активностью масс, предпочли провалить билль, и это было первым симптомом намечавшегося раскола палаты общин.