Если в конце XIX — начале XX в. обострение классовой борьбы создало объективные предпосылки для дальнейшего развития и углубления демократической культуры, то одновременно складывались условия для кризиса буржуазной культуры, для возникновения упадочнических, граничащих с мистикой концепций в философии, реакционных теорий в социологии и политике.
Господствующие классы Англии продолжали богатеть, но то ощущение прочности и незыблемости своего положения, которое было характерно для их социальной психологии в предшествующие десятилетия, начало сменяться смутной тревогой, недовольством, боязнью перемен.
Все новое воспринималось ими как нечто враждебное, подрывающее весь милый их сердцу уклад жизни.
Кризис буржуазной культуры этого времени в области искусства и литературы проявлялся в уходе от действительности, от социальных проблем в сферу субъективных переживаний и наслаждения красотой, понимаемой как совершенство формы, вне связи с содержанием и даже вне содержания вообще. Эстетский культ красоты противопоставлялся социальной и нравственной ценности искусства. Отрицая возможность объективного познания действительности, декаденты уходили в мир подсознательности, иррациональных эмоций. Культ наслаждений, болезненная эротика переплетались в произведениях декадентов с туманными, бесплотными образами, с изощренностью ассоциаций.
Художник О. Бёрдсли, работавший в области графики и, главным образом, книжных иллюстраций, приобрел популярность в декадентских кружках Англии и других стран болезненной вычурностью своих работ; подчеркнутой условностью, отвлеченной красотой линии, туманной символикой. Режиссер Г. Крэг (сын Элен Терри), занимавшийся, кроме театра, живописью и архитектурой, был и лично и творчески близок к Бёрдсли. Театр должен действовать на зрителя главным образом внутренним ритмом, который режиссер услышал в драме и сумел выразить ритмом линий колонн, уступов, балконов. Актер должен вписаться в декорации, не нарушать общей символики — всегда туманной и субъективной.