Огромное влияние на английское и международное общественное мнение оказала всеобщая стачка углекопов весной 1912 г. Стачка закончилась лишь частичной победой углекопов, но и она обнаружила огромную мощь рабочего класса, его возросшую солидарность и боевой дух.
Чем активнее развивалась борьба рабочего класса, тем больше массы ощущали необходимость единства. Вопреки сопротивлению многих старых лидеров, стремившихся сохранить сектантскую раздробленность профсоюзов, в годы подъема рабочего движения было достигнуто объединение в ряде важнейших отраслей промышленности.
В 1908 г. завершилось объединение многочисленных союзов углекопов в Федерацию углекопов Великобритании: в 1910 г. была создана Федерация транспортных рабочих; в 1913 г. четыре профсоюза, объединявшие различные категории железнодорожных рабочих, слились в Национальный союз железнодорожников. В 1914 г. эти три организации заключили «тройственный союз», объединявший именно те группы рабочих, которые были особенно активны в стачечном подъеме. Члены тройственного союза обязывались оказывать помощь друг другу в случае стачки.
Подводя итог классовой борьбы этого периода, Ленин писал: «Английская рабочая масса медленно, но неуклонно, переходит на новый путь — от защиты мелких привилегий рабочей аристократии к великой героической борьбе самой массы за новое устройство общества». Этот переход, однако, происходил стихийно. В Англии тех лет не было партии, которая могла бы принести народу революционную теорию.
Менее всего такую роль могла сыграть лейбористская партия и ее «социалистическое» крыло — НРП и Фабианское общество. С момента образования лейбористской парламентской фракции в 1906 г. вся деятельность лейбористского руководства почти исключительно сосредоточилась на парламентских маневрах, на проведении социальных реформ. Но поскольку социальные реформы заняли видное место в политике правительства, лейбристская фракция стала лишь придатком к либеральной партии.
Такое поведение лейбористской фракции вызвало немалое разочарование в массах, в том числе среди рядовых членов партии, которые входили в нее в составе своих тред-юнионов. Выразителем этого недовольства стало левое крыло партии, состоявшее как из передовых членов профсоюзов, склонявшихся к идеям социализма, так и из левых элементов НРП.