При этом они широко пользовались терминологией и образцами римского права, в духе которого они пытались интерпретировать традиционное в своей основе феодальное право Англии XII—XIII вв. Обращение английских юристов этого периода к римскому праву с его хорошо разработанной аргументацией в пользу сильной ничем не ограниченной королевской власти само по себе отражало процесс унификации права и рост влияния королевской власти.
С середины XIII в. королевская власть начинает воздействовать на формирование общего права уже не только путем практической деятельности своих судов, но и путем общегосударственного законодательства, которое стало возможным только на известном уровне развития общего права, когда местные обычаи настолько нивелировались, что допускали регулирование из одного центра. И действительно, до второй половины XIII в. общегосударственное законодательство в Англии развивалось очень медленно и преимущественно под воздействием острых политических кризисов. За очень немногим исключением, общегосударственные законы первой половины XIII в. носили экстраординарный характер. Инициатива их издания исходила обычно не от правительства, но от оппозиционных коалиций. Такова Великая хартия вольностей.
Обычно правовая основа английского общего права особенно наглядно проявилась в его прецедентном характере. До начала активного общегосударственного законодательства в конце XIII в., которое застало общее право в основных чертах сложившимся, оно развивалось преимущественно эмпирическим путем, обобщая практику центральных и местных королевских судов.
Известно, что Брактон всю свою аргументацию строит на прецедентах, собранных им в его «Записных книжках». Прецедент — постоянный аргумент в протоколах королевских судов, особенно же в year books. Отсюда неписаный характер английского права, который особенно подчеркивается: юристами XIII в. 1215 г., ее многочисленные подтверждения в начале XIII в., Оксфордские провизии 1258 г., Вестминстерские провизии 1259 г., «Форма управления королем и королевством», изданная Симоном де Монфором в 1264 г. Все эти постановления носили декларативный характер и именно в силу этого, как правило, очень плохо соблюдались.
В первой половине XIII в. по инициативе короля был издан всего один статут — Мертонский 1236 г. Но во второй половине XIII в. начинается период оживленной законодательной деятельности центрального правительства, которая охватывает самые различные области внутренней политики. В 1267 г. Генрих III, по собственному почину, переиздает в виде Мальборосского статута почти без всяких изменений Вестминстерские провизии 1259 г. За 35 лет правления Эдуарда I было издано 31 постановление разного рода. Некоторые, наиболее пространные из них, были посвящены устранению противоречий между существующими нормами общего права, их уточнению и дополнению, упорядочению судебной процедуры, борьбе с злоупотреблениями судей и других чиновников (I Вестминстерский статут 1275 г.; статут de Bigamis 1276 г.; статут de Rageman 1276 г.; статут о коронерах 1276 г.; Уэльсский статут 1284 г.; II Вестминстерский статут 1285 г.; статут о явке свидетелей 1292 г.; об опустошениях 1292 г.; «о защите прав» 1292 г.; об ассизных судьях 1293 г.; о лицах, которых следует включить в жюри и ассизы, о разрушении тюрем 1295 г.; статут Articuli super carta 1300 г.). Другие статуты специально касались ограничения иммунитетных прав феодалов (Глостерский статут 1278 г. и два статута quo warranto 1290 г.) и отношений короны с церковью (статут о мертвой руке 1279 г. и разъяснение к нему 1292 г.; статут «circumspecte agatis» 1285 г.; de consultatione, Карлейльский статут 1307 г.). Винчестерский статут 1285 г. регулировал вопрос организации военных сил и безопасности дорог; статут quia emptores 1290 г. — вопросы, связанные с субинфеодацией. Статуты «о купцах» 1283 и 1285 гг., а также Carta mercatoria 1303 г. касались внешней торговли и кредита; статут «о фальшивой монете» 1299 г. упорядочивал монетное обращение. Наконец, статут «Подтверждение хартии» 1297 г. и Подтверждение лесной хартии Генриха III того же года представляли собой соглашение между королем и различными группировками господствующего класса, завершившее конфликт 1297 г. Столь быстрое и заметное расширение роли центрального правительства в законодательной области отразилось и в юридической теории конца XIII в. Согласно Брактону, «силу закона имеет то, что по праву определено и одобрено авторитетом короля или государя, по совету и с согласия магнатов и по общей воле государства».
Трактат «Fleta» выражается еще более определенно. Заметив, что законом является то, что угодно государю, автор трактата затем разъясняет это положение в том смысле, что законами считаются те постановления, «которые издаются после уточнения всяких сомнений в (королевском) совете по совету лучших людей (procerum) с согласия или по предложению короля».
Таким образом, оба автора, хотя и по-разному, определяют круг лиц, участвующих в издании и. одобрении законов, но само понятие закона связывают с общегосударственным постановлением, исходящим от центрального правительства во главе с королем.