Несмотря на то что кружок ученых и мыслителей гуманистического направления был очень невелик, его взгляды, интересы, вкусы получили довольно широкое распространение в среде образованных джентри, верхушки буржуазии, чиновников. Грамматические школы и университеты, проповеди части священников, близких идейно гуманистам, знакомство с их произведениями оказывали влияние на состояние умов растущих общественных сил, так как антифеодальная направленность гуманизма вполне соответствовала интересам буржуазии и обуржуазившегося дворянства.
А поскольку эти слои были опорой абсолютной монархии Тюдоров, то и двор при Генрихе VIII воспринимал наиболее безобидные стороны гуманизма.
Генрих VIII выписывал архитекторов и декораторов из Италии. При его дворе много лет прожил выдающийся немецкий живописец Ганс Гольбейн Младший, оставивший немалый след и в истории английской культуры. Реалистические портреты Гольбейна, сочетающие детализированный внешний образ с отражением внутренней сущности изображаемого лица, оказали влияние на английских портретистов XVI и начала XVII в. Портреты появились теперь на стенах дворцов короля и знати, а затем в дворянских и купеческих домах. С тех пор портреты предков стали обязательным украшением богатых домов.
Используя элементы новой культуры гуманизма, превращая свой двор в известный образец, Генрих VIII укреплял абсолютную монархию. В то же время распространение идей гуманизма и искусства Возрождения приводило к тому, что просвещение, наука, искусство приобретали все более светский характер и идеологическое влияние католицизма падало. Тем самым подготовлялись предпосылки для нового шага в укреплении тюдоровского абсолютизма — проведения Реформации. Для того чтобы сквайры и купцы из палаты общин, заседавшие в «реформационном парламенте» (1529—1536), безоговорочно отдали свои голоса в пользу разрыва с Римом, за секуляризацию монастырской земли, имущества и другие реформационные законы, они должны были десятилетиями находиться под влиянием идей гуманизма.