Наконец, в XIV и особенно в XV в. основным видом театрального зрелища становятся мистерии — грандиозные представления на городских и ярмарочных площадях. Организацию этих представлений берут на себя купеческие и ремесленные гильдии, которые постепенно оттесняют церковь на второй план и предпочитают использовать профессиональных актеров и сотни горожан, любителей самодеятельного искусства. В мистериях слились элементы литургической драмы и народного искусства жонглеров.
Хотя сюжеты мистерий по-прежнему заимствовались из библии и евангелия, светский, бытовой элемент становился в них преобладающим. Актерам представлялась возможность изменять текст своими вставками, которые всегда носили современный характер и еще больше «приземляли» священные эпизоды. Вифлиемские пастухи напоминали обычных английских пастухов, с их речью, повадками, внешним видом; Иосиф становился английским плотником, бедным ремесленником, и в одной из реплик произносил такие, отнюдь не библейского происхождения слова: «Я, бедный плотник, делал только то, что можно было сделать с этими вот инструментами, и если теперь у меня ничего не остается, то все же я и последнее должен отдать королю». В этом массовом искусстве прогрессивные тенденции явно одерживали верх над сковывающей догматикой христианства. Это же относится и к другому драматическому жанру — «моралите», в котором действующими лицами были воплощенные в сценических образах абстрактные понятия либо черты характера: Милосердие, Жестокость, Корыстолюбие, Дружба, Смерть, Сила, Красота и т. п. Как в «Сказании о Петре Пахаре» Леигленда, эти образы приобретали вполне реальные бытовые характеристики, и в их столкновениях решались философские и морально-этические проблемы той эпохи.