Не менее очевиден и прогресс в области пространственных искусств, также достигнутый в борьбе с господствующей идеологией. Церковь стремилась нивелировать всей людей, деля их на праведников и грешников. Отсюда бесплотность и условность церковной стенописи, отсутствие индивидуальных характеров в литургической драме. Всякая индивидуализация образа, раскрывающая черты именно данной личности, будь то в литературе, на сцене театра, в музыке или портрете, противоречила этой главной особенности христианского мировоззрения в искусстве.
Между тем в конце XIV и в XV в. английская портретная живопись делает крупный шаг вперед именно в передаче индивидуальных черт. Портрет Ричарда II, написанный в 90-х годах XIV в., — это не условный портрет короля — могучего рыцаря, а конкретный образ царствующего юноши, не испорченного, по мысли автора, властью и страстями. Выполненный во второй половине XV в. женский портрет уже может служить доказательством проникновения в глубины человеческого характера. Автор сосредоточивает наше внимание не на одежде и внешней обстановке, а на позе и, главное, лице изображенной Маргарет Бофорт — скорбном лице молящейся женщины.
Итак, в ожесточенной борьбе, которая пронизывала все сферы экономической и политической жизни, социальных отношений, идеологии, быта и культуры, вопреки сознательному и стихийному сопротивлению духовной и светской знати, силы прогресса пробивали себе дорогу. Несмотря на политическую реакцию XV в., в Англии складывались предпосылки для свержения феодального строя, победы капиталистических отношений и формирования английской нации.