Христианство уже в то время наложило отпечаток на быт, нравы, культуру англосаксонского общества. Монастыри, построенные в различных районах страны, возникшие при них монастырские школы стали важными центрами культуры и образованности средневековья. Здесь развивалась латинская письменность, которая в те времена носила международный характер и способствовала культурным и иным связям со странами континента. До этого времени немногие образованные англосаксы пользовались руническим письмом. В VII в. возникла древнеанглийская письменность.
В монастырях жили и творили наиболее образованные люди той эпохи, оставившие немалый след в истории английской культуры. Наибольшую известность в Англии и других странах приобрел Беда Достопочтенный (673—735), который провел всю свою жизнь в монастыре Ярроу в Нортумбрии. Перу Беды, как и многих других монастырских книжников, принадлежат руководства по самым различным наукам — метеорологии и медицине, физике и грамматике. Европейскую известность принесла Беде «Церковная история народа англов».
Как ни велико было значение латинской образованности с точки зрения общего прогресса культуры, все же это была христианская культура верхушки англосаксонского общества. Несколько большее влияние на массы должна была оказывать религиозная поэзия на англосаксонских диалектах. Именно она вступила в прямое соревнование с героическим эпосом англосаксов. Так сталкивались два мировоззрения или, точнее, мироощущения: христианско-аскетическое, предполагавшее отказ от земных благ, видевшее своих героев в мучениках и святых, пронизанное страхом перед «страшным судом», и народно-языческое, здоровое, не знающее других ценностей, кроме героизма, благородства, мужества, высоко ставящее реальные радости бытия. Даже в христианскую поэзию пробивались традиционные мотивы героического эпоса, и один поэт из Нортумбрии в VII в. писал о Христе: «Молодой герой, всемогущий бог, силен и храбр», как можно было бы написать, например, о Беовульфе. Это противоречие проявляется и в изобразительном искусстве, которое было христианским по тематике и символике, но поскольку непосредственными исполнителями оставались безымянные мастера из народа, нередко отражало мотивы народной фантазии языческого периода. Таковы, например, придорожные кресты, которые уже с VII в. сооружаются в различных районах Британских островов. Наиболее известен большой крест у деревни Разуэлл (Шотландия), покрытый орнаментом из виноградных лоз, изображениями птиц и листьев, а также и сцен из Ветхого завета и житий святых.
В монастырях Англии, Шотландии и Ирландии большого искусства достигли мастера книжной миниатюры. Особенно тщательно украшались евангелия, древнейшее из которых — «Книга из Дурроу» — было выполнено около 700 г. в одном из монастырей Нортумбрии.
Художники тщательно разрисовывали крупный инициал первой страницы рукописей, занимающий обычно более половины страницы. Простые геометрические формы этой буквы заполнялись тончайшим и очень сложным орнаментом с преобладанием животных либо растительных мотивов.
С конца VIII в. в Англии усилилось стремление к государственному единству, что было связано с ростом сопротивления общинников феодалам и с появлением опасного внешнего врага — норманнов, или датчан, как их называли в Англии. Дружины норманнов с VIII в. начали совершать пиратские набеги на Британские острова.
Расположение Уэссекса, лежавшего сравнительно далеко от районов датских набегов, дало ему известные преимущества в борьбе за первенство с другими королевствами, и в 829 г. большая часть страны объединилась под главенством уэссекского короля. Объединенное государство с этого времени стало называться Англией.
В 60-х годах IX в. датчане перешли от пиратских набегов к завоеванию страны, как за четыре века до этого сами англосаксы. Крупные силы датчан высадились в Англии, разгромили дружины и ополчение Нортумбрии. Мерсии, Восточной Англии и вскоре основали свои независимые королевства в Нортумбрии и Восточной Англии.